Jump to content
Forensic medical forum
Судебно-медицинский форум
Sign in to follow this  
Andrey

О композиции в судебно-медицинской фотографии

Recommended Posts

Andrey

На первый взгляд композиция в судебно-медицинской фотографии – вещь излишняя, если не сказать ненужная.

 

Однако озаботившись этим вопросом, можно быстро и реально улучшить качество своих фотографий при том же техническом уровне.

 

Один из принципов композиции состоит в том, что ни что не должно отвлекать внимания от главного объекта в кадре.

 

Отсюда следуют два вывода: надо определить, что есть этот «главный объект» и соответственно подготовить кадр.

 

Чтобы определиться, что является «главным объектом» задайте себе простой вопрос: что вообще я собираюсь сфотографировать? Ответив, вы как раз и определите свой главный объект.

 

Как только вы определите этот объект, вы сумеете определить, что является лишним по отношению к этому объекту.

 

Прежде чем взять в руки фотоаппарат взгляните на этот ваш главный объект и, по возможности, уберите как можно больше лишнего. В идеале нужно убрать все лишнее и сделать красивый и равномерный фон. Практически, особенно когда нет времени, достаточно или перенести объект съемки на свободное место или отодвинуть лишнее в сторону.

 

Можно сделать рамку из больших и указательных пальцев, как бы образно кадрировать ваш объект съемки и, глядя сквозь эту рамку, определить, что в кадре лишнее.

 

В композиции есть много принципов размещения главного объекта в кадре. Это и правило трех, и золотое сечение. Для целей судебно-медицинской фотографии вполне работает простой принцип – главное в центре кадра.

 

Ответив на первый вопрос и убрав лишнее, берите фотоаппарат и задайте себе второй вопрос: что я хочу показать на данном снимке?

 

Не обольщайтесь кажущейся простотой и очевидностью этих вопросов. Их надо именно задать в мысленном диалоге с самим собой и ответить. От этих ответов будет зависеть качество вашей фотографии.

 

После ответа на первый вопрос, вы определите ваш главный объект. Именно он должен быть в кадре и занимать большую часть кадра. Т.е. ответив, вы правильно кадрируете ваш объект.

 

Ответ на второй вопрос подскажет вам, что должно быть в самом центре кадра.

 

Имея два таких ориентира, вы легко найдете точку съемки, просто пытаясь совместить «свои ответы» в видоискателе фотоаппарата. Также вы определите плоскость объекта или его ось, направление и т.д.

 

Имея ответы на эти вопросы, вы можете определить достаточно ли вам одного снимка или их должно быть несколько.

 

Лучше всего отвечать (самому себе) подробно. Чем подробнее вы ответите, т.е. опишите ситуацию, тем лучше будет композиционное решение и вы не упустите важные детали.

 

Вы также сможете определить достаточное ли освещение и, если у вас есть возможность, это освещение менять, то вы сможете выбрать лучший вариант.

 

Все, что вам остается сделать, это совместить плоскость снимка (пленки или матрицы фотоаппарата) и сделать снимок.

 

Последний этап – проверка того, что получилось. Если у вас цифровая камера, посмотрите на полученный снимок и сопоставьте его с вашими ответами на эти два вопроса. Если полученный снимок «отвечает» на них, качество подготовки кадра и наличие лишних элементов в кадре. Далее проверьте качество картинки. Если все нормально, вы выполнили свою задачу, если нет, начинайте с начала.

 

См. пример ниже...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Andrey

см. текст выше...

 

Проиллюстрируем эти положения на примере.

Допустим вы обнаружили линейный перелом черепа. Ответ на первый вопрос (что вообще я собираюсь сфотографировать?) будет примерно таким: я фотографирую перелом черепа. Ок.

 

Убираем все лишнее, в частности скопившуюся в полости черепа кровь и волосы, которые постоянно мешают и на статичной фотографии могут иммитировать линии перелома.

 

Далее задаем второй вопрос: что я хочу показать на данном снимке? Отвечаем: на данном снимке я хочу показать общий вид перелома, то как он расположен на черепе и кровоизлияния в мягкие ткани.

 

Ответив так вы поймете, что нужно сделать.

«Общий вид перелома», линия перелома должна быть видна на всем своем протяжении.

«То как он расположен на черепе» - нужно показать достаточно анатомических ориентиров и ориентировать череп в какой-нибудь мыслимой анатомической проекции.

«Кровоизлияния в мягкие ткани» - как минимум должно быть видно целиком.

 

В итоге мы имеем четкие набор объектов, границы кадра и плоскость съемки (см рис. ниже).

post-2-1228525598_thumb.jpg

 

Сделав так, вы никогда не получите, например, такой снимок.

post-2-1228525603_thumb.jpg

 

Ответив на вопросы один и два и выполнив первый снимок, вы обнаружите, что снимок может не содержать необходимых деталей собственно перелома и вполне возможно захотите переформулировать ответ на второй вопрос и сфотографировать ход линии перелома более детально.

 

Опять таки в правильной проекции и с достаточными анатомическими ориентирами. Примерно так.

post-2-1228525610_thumb.jpg

 

 

Но не так.

post-2-1228525615_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Vil

Спасибо Андрей! Для меня композиция всегда была камнем преткновения.

 

Часто смотришь на чужие (а порой и на свои) фотографии переломов черепа и не можешь представить или вспомнить, что гда и как находилось.

 

Не кажется ли тебе, что не помешает разработать, что-то вроде правил или букваря по судебно-медицинской фотографии?

 

К примеру стандартные композиции при различных "стандартных" переломах черепа?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Klokin

Фотографирование при вскрытии - вещь. Так как у меня за 11-ть лет ни один лаборант за мной ничего не напечатал (как-то у нас это не принято) и все заключения (акты) по памяти набирать приходилось. Делал просто. Брал фотоаппарат, перед вскрытием обснимал труп в одежде, потом помытый, потом иногда прерываясь во время вскрытия (перчаток уходило чуть больше) - детали. Затем садишься за комп и попер, фото открыл донабрал, надо померить открыл "Антрополог" померил, записал. Всем так и рекомендую. А вот это с линеечкой, да пока эта тетка три раза переспросит, потом за ней перепроверять... Нет, ну конечно, где лаборантами работают монстры, которые, пока эксперт спит все вскроют и запишут, а потом только на подпись (и такое видал), тогда конечно...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Andrey

А за 11 лет работы случайно каких-нибудь фотографий толковых не скопилось?

 

Не кажется ли тебе, что не помешает разработать, что-то вроде правил или букваря по судебно-медицинской фотографии?

Не знаю, может быть такие и есть уже. А вообще этот подфорум как раз на букварь потянет.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Klokin
А за 11 лет работы случайно каких-нибудь фотографий толковых не скопилось?

Конечно есть. Архив на нескольких дисках. Как-нибудь разгребу, может чего и закину.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Andrey

Вот тут тема есть.

Там изложено то, что нам пригодилось бы в первую очередь.

Может быть, если вы когда-нибудь на самом деле будете разгребать, то подкините подходящее? Только нам бы с текстом и в приличном качестве.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Edwin

Тема интересна и очень актуальна.

На вкрытиях я делю все фото на две категории

- регистрационные

- композиционные

 

Первые делаю в самом начале для регистрации находок. Как правило они достаточно большие по площади захватываемого объекта с явными анатомическими образованиями для привязки. Тут надо закрывать диафрагму по максимуму для увеличения глубины резкости. Классический пример такого фото. Фото трупа в полный рост спереди, а потом сзади. Т.е. фиксация топографии и размеров повреждений под стандартными углами.

 

Делее я фотографирую детали, т.е. именно то, что в этом топике обсуждается. Я также детали обычно в центр кадра помещаю. Всё остальое от лукавого. Перед нажатием не кнопку спуска всегда задаю себе вопрос: "А что же конкретно я хочу показать?" Если цвет кровоподтёка, то это один коленкор, а если его особую форму, то другой...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  



×
×
  • Create New...