Перейти к содержанию
Forensic medical forum
Судебно-медицинский форум
Авторизация  
Edwin

"Отрыв головы" подушкой безопасности при ДТП

Рекомендуемые сообщения

Вскрытие по поводу смертельной автомобильной травмы с переживанием в 2 недели.

Перед вскрытием проводилась компьютерная томография, которая выдала неожиданный результат. Полный разрыв шейного отдела позвоночника на уровне второго позвонка. При этом голова как бы "съехала" вперёд с позвоночного столба.

 

gallery_15_174_26345.jpg

 

При взгляде со спины был виден зияющий спиномозговой канал. Т.е. смещение головы относительно оси позвоночного столба было как минимум сантиметров на 5.

gallery_15_174_1671.jpg

 

Взгляд на основание мозга. Видно, что зуб второго шейного позвонка остался на своём анатомическом месте вместе с атлантом. Но сам второй позвонок смещён назад. Dens axis выломлен.

gallery_15_174_67117.jpg

 

Срез через позвоночник и основание черепа показал, что foramen magnum как бы насажено на тела позвонков, а сам спиномозговой канал смещён кзади. Практически голова оторвана, что у нас принято описывать термином "внутренняя декапитация". Т.е. внешне на трупе ничего необычного на первый взгляд не обнаруживается, а вот на вскрытии жёсткой связи головы с позвоночником нет.

gallery_15_174_42087.jpg

 

Головной мозг с признаками отёка. В центре фотографии видет мост. Под ним должен быть продолговатый мозг, но его не наблюдалось. Здесь была видна коричневая зона размягчения в результате некроза. Грубая травма продолговатого мозга и начальных отделов спинного мозга с полным их разрушением и некрозом.

gallery_15_174_157836.jpg

 

Как могла образоваться такая травма? Как могло пассажиру переднего сиденья оторвать голову?

 

Реконструкция ДТП проводилась силами инженерного автотехнического бюро. ДТП было реконструировано следующим образом. Алкоголизированый водитель легкового авто (примерно 2,5 промилле этанола в крови) въехал на Т-образный перекресток или точнее въехал на главную дорогу с боковой примыкающей, но не распознал перекрёсток, как Т-образный и поехал далее прямо. После пересечения главной улицы он вылетел на тротуар с пешеходной дорожкой и начал аварийное торможение. К несчастью на его пути оказался кирпичный забор. В него автомобиль и врезался фронтально. Скорость столкновения по расчётам техников всего 30 км в час.

 

В автомобиле сработали подушки безопасности. Водитель отделался легкими повреждениями, пассажир переднего сиденья был реанимирован и доставлен в клинику. Через две недели не выходя из комы пассажир скончался.

 

Ремни безопасности не были повреждены и находились в исходном положении, что исключает вариант того, что пассажир был пристёгнут.

 

На трупе обнаруживались обширные осаднения в области подбородка и рваная рана примерно в области венечного шва. В салоне были видны помарки крови на подушке безопасности пассажира и волосы в области верхнего края лобового стекла на обивке салона.

 

После сопоставления всех находок экспертная комиссия из медиков и автотехников пришла к выводу, что непристёгнутый пассажир переднего сиденья (также сильно алкоголизированный) при торможении авто сместился резко вперёд к лобовому стеклу и в момент взрыва подушки безопасности получил удар подушкой снизу-вверх в область подбородка. В результате этого и произошла внутренняя декапитация.

 

Был бы пассажир пристёгнут, то при столкновении со скоростью в 30 км/час он скорее всего отделался бы лёгкими повреждениями. А так наступила смерть.

С другой стороны если бы речь шла о старой модели автомобиля без подушки безопасности, то даже при непристёгнутом ремне безопасности пассажир получил бы повреждения легкой или средней степени, но скорее всего выжил бы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Может, упомянутая подушка безопасности как раз не сработала? Или сработала с опозданием? И получился своеобразный вариант хлыста (при фиксации грудной клетки ремнем безопасности)?

Немного удивляет 2-недельная переживаемость при описанном повреждении продолговатого мозга.

 

PS. Как-то забавно выглядит - часть исходного текста (про реконструкцию ДТП) появилась уже после моего поста.

Изменено пользователем freescull

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

Немного удивляет 2-недельная переживаемость при описанном повреждении продолговатого мозга.

о да... :) с нашим ведущим нейрохирургом Джамшутом сильно удивляет...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Немного удивляет 2-недельная переживаемость при описанном повреждении продолговатого мозга.
м-да, быстро ж его должны были заинтубировать...По идее- смерть на месте ...где-то попадалось. что некоторые машины оборудованы так, что при непристегнутом ремне подушки у них не срабатывают- как раз из-за таких вот травм

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Блин. А меня удивляет скорость, рассчитанная автотехниками. Первый раз слышу, чтобы подушки при 30 км/ч срабатывали 8( Это сейчас фишка у производителей такая? Чтобы перед каждой резкой остановкой перед светофором подушки вылетали? :Р У меня два года назад (писал уже), при торможении с 90-100 до удара ни одна не сработала. А машина мериканская, прямо оттуда, в наших гаражных сервисах не бывавшая. Из того делаю вывод, что про скорость пи@дежь полная ;) И еще. Перед подушками обычно вылетает планка, которая их прикрывает. В моей практике было два случая, когда она ребром ломала хрящи гортани.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
... Ремни безопасности не были повреждены и находились в исходном положении, что исключает вариант того, что пассажир был пристёгнут. ...
Не совсем понял - пассажир был непристегнут?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Как вариант: пассажир уперся передней частью теменной области в место соединения верхнего края лобового стекла и крыши. Далее тело двигалось вперед, а голова отклонялась назад, вызывая переразгибание шеи. Лобовое разбито?

 

Не знаю, что за машина там была. Но на некоторых японках при непристегнутых ремнях безопасности подушки вполсилы срабатывают.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

только почему-то подписывают "патологоанатом"...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

только почему-то подписывают "патологоанатом"...

Имеете в виду то место, где он приводит избитую шутку:"терапевт все знает, хирург все умеет, а патологоанатом все знает и все умеет, но всегда опаздывает." - в оригинале сказано "опаздывает к постели больного". Видимо, коллега этим хотел сказать, что судмедэксперт, в отличие от патологоанатома, никуда не опаздывает :) ...

Изменено пользователем Дудок

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Имеете в виду то место, где он приводит избитую шутку:"терапевт все знает, хирург все умеет, а патологоанатом все знает и все умеет, но всегда опаздывает." - в оригинале сказано "опаздывает к постели больного". Видимо, коллега этим хотел сказать, что судмедэксперт, в отличие от патологоанатома, никуда не опаздывает :) ...

Нет, имею ввиду, что подписали его как "патологоанатом" (16:06)

Изменено пользователем Deni

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Имеете в виду то место, где он приводит избитую шутку:"терапевт все знает, хирург все умеет, а патологоанатом все знает и все умеет, но всегда опаздывает." - в оригинале сказано "опаздывает к постели больного". Видимо, коллега этим хотел сказать, что судмедэксперт, в отличие от патологоанатома, никуда не опаздывает :) ...

В ролике, примерно на 16 минуте, в всплывающих титрах указано - патологоанатом...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Не совсем понял - пассажир был непристегнут?
Поскольку уточняющих данных пока нет - позвольте изложить небольшие предположения непрофессионала.

 

... Полный разрыв шейного отдела позвоночника на уровне второго позвонка. При этом голова как бы "съехала" вперёд с позвоночного столба. ...

При взгляде со спины был виден зияющий спиномозговой канал. Т.е. смещение головы относительно оси позвоночного столба было как минимум сантиметров на 5. ...

Взгляд на основание мозга. Видно, что зуб второго шейного позвонка остался на своём анатомическом месте вместе с атлантом. Но сам второй позвонок смещён назад. Dens axis выломлен. ...

Срез через позвоночник и основание черепа показал, что foramen magnum как бы насажено на тела позвонков, а сам спиномозговой канал смещён кзади. ...

Как могла образоваться такая травма? Как могло пассажиру переднего сиденья оторвать голову? ...

На трупе обнаруживались обширные осаднения в области подбородка и рваная рана примерно в области венечного шва. В салоне были видны помарки крови на подушке безопасности пассажира и волосы в области верхнего края лобового стекла на обивке салона. ...

Очевидно, что произошло смещение головы вперед относительно верхней части шеи. это могло образоваться либо при приложении силы к передней поверхности шеи в направлении назад при фиксированной голове с возможностью значительного смещения шеи назад (что очень маловероятно, т.к. значительному смещению шеи назад помешало бы сиденье с подголовником, да и откуда в салоне возьмется такая нагрузка при резком торможении автомобиля, движущегося вперед?), либо при фиксации шеи и приложении силы к голове в направлении вперед (что вполне вероятно при движении автомобиля вперед, инерционное движение головы вперед), либо при сочетании первого (крайне маловероятного) и второго (вполне вероятного) случаев.

Могла ли сработавшая подушка безопасности зафиксировать ТОЛЬКО ШЕЮ (причем - именно верхнюю ее часть!) при одновременной полной нефиксации головы? При ее то (подушки) площади соприкосновения? Мне это кажется совершенно невозможным. И замедленные съемки срабатывания подушек четко показывают, что они вначале раскрываются вширь, и лишь затем - в направлении утолщения вперед-назад, случайно это или реализованное техническое задание - не знаю, но вряд ли какая подушка способна забраться сперва глубоко запазуху и зашиворот, не зафиксировав при этом голову.

 

Может, упомянутая подушка безопасности как раз не сработала? Или сработала с опозданием? И получился своеобразный вариант хлыста (при фиксации грудной клетки ремнем безопасности)?
Если бы была зафиксирована именно грудная клетка - то инерционная нагрузка (масса головы) при резком торможении более-менее равномерно распределилась бы по всей длине шеи на все ее участки, а не на самые верхние участки.

 

В плане ситуации вспоминается, как в 70-е начинали впервые массово применять ремни. В тот период при лобовых столкновениях неожиданно часто стали отмечаться смертельные травмы шеи именно ремнями безопасности, и в конкурентной борьбе "антиременщики" инициировали большую кампанию в прессе под кричащими заголовками "Ремни безопасности убивают!". В результате чего (кажется - в США) были проведены исследования, результатами которых было установлено, что в то время ремни применялись двух видов: "двухточечные", состоящие из одной ленты, идущей через плечо к противоположной нижней части тела, и "трехточечные", состоящие из двух лент, и охватывающие, кроме тела от плеча наискосок вниз - и нижнюю часть живота поперек. Как оказалось - при применении "двухточечных" ремней - ремень фиксировал тело выше центра его тяжести, и при лобовом столкновении - тело по инерции продолжало движение вперед, выскальзывая из-под двухточечного ремня вниз-вперед, ремень соскальзывал вверх на верхнюю часть шеи под самой головой, которая, в свою очередь - также стремилась продолжить свое движение по инерции вперед, и шея переламывалась ремнем, стремящимся назад, и массой тела и головы в их инерционном полете вперед со скоростью автомобиля как раз в верхней ее части, аккурат под нижней челюстью. Когда все это выяснилось - "двухточечные" ремни были сняты с производства, и с того времени стали выпускаться только "трехточечные".

 

Не знаю, как в Германиях - но некоторые наши "умники" все знают лучше конструкторов, и нередким "шиком" или "усовершенствованием" среди них - является втыкание ремня в замок на пустом кресле, а когда они садятся - то вытаскивают лишь верхнюю ленту воткнутого в замок ремня, перекидывая ее через плечо для демонстрации гаишникам, при этом задницей они сидят на нижней ленте, которая вовсе их не держит, то есть умышленно превращают добросовестный трехточечный ремень в двухточечного убийцу. Да еще некоторые практикующие такое таксисты предлагают при посадке на переднее сиденье "Да не надо защелкивать! Садитесь так!", при этом "любезно" приподнимают лишь верхнюю косую часть ремня, воткнутого в замок, предлагая садиться на нижнюю поперечную (а может - у них просто замок ремня развалился и не открывается?).

 

Не могло ли быть подобного в данном случае, не явилось ли осаднение на подбородке - результатом действия ремня безопасности при использовании только верхней его ленты, нефиксации нижней части тела нижней лентой ремня и классическом выскальзывании тела вниз с зацепом верхней частью шеи за ремень?

 

(и лирически-ностальгическое отступление: кажется - именно подобное считалось качественной работой у профессиональных исполнителей при производстве казни через повешение, надо было так рассчитать длину свободной части веревки, чтобы при разгоне тела при его падении и повисании в петле - смерть наступала от перелома шейного отдела позвоночника с мгновенным обездвиживанием еще живого тела, при этом не допускать чрезмерного разгона тела, которое могло привести к механическому отделению головы от остальной части тела петлей; хоть казнь формально называлась "через повешение" и носила внешние атрибуты этого - но в руках профессионала фактически наступала от перелома шейного отдела позвоночника).

Изменено пользователем Dromedary

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Как оказалось - при применении "двухточечных" ремней - ремень фиксировал тело выше центра его тяжести, и при лобовом столкновении - тело по инерции продолжало движение вперед, выскальзывая из-под двухточечного ремня вниз-вперед, ремень соскальзывал вверх на верхнюю часть шеи под самой головой, которая, в свою очередь - также стремилась продолжить свое движение по инерции вперед, и шея переламывалась ремнем, стремящимся назад, и массой тела и головы в их инерционном полете вперед со скоростью автомобиля как раз в верхней ее части, аккурат под нижней челюстью.
Интересная информация. Именно, про соскальзывание. Спасибо. Как-то раньше об этом не задумывался. Насчет перелома шеи, при таком механизме, конечно сомневаюсь. Ремень все же не гильотина. Но, возможность сдавления шеи ремнем с последующим удушением, вполне возможна. Или травма подъязычной кости или хрящей гортани.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Дорогой Дромедари спасибо за поддержание обсуждения. В части вопросов и реконструкции внизу поста #1 всё же описано. Реконструировали уже случай вместе с техниками....

 

Двухточечных ремней, кстати в последние 20 лет вообще ни разу не видел. Наверное на заре ремнестроения такое было. В последние 20 лет не актуально.

 

Насчёт смещения головы вперёд вы наверное на картинки смотрите и думаете, что раз голова вперёд съехала, то она так со времени травмы и была. Но это не так. Голова реально болталась на коже практически. Мы труп переворачивали и во все стороны голову двигали. Т.е. в момент получения травмы голова была отброшена относительно позвоночного столба вверх и назад. А уже потом на каком-то этапе эвакуации она была сдвинута вперёд. При желании мы могли бы легко сделать фото на вскрытии и со сдвигом головы и кзади.

 

Могу предположить, что при интубации просто уже при попытке откинуть голову для введения дыхательной трубки доктор невольно вывернул голову кпереди. Механической связи между позвонками после травмы практически не осталось. Прошу это учитывать при умозрительных попытках представить механизм. Т.е. то, что голова на рентгене спереди оказалось это наверное артефактом можно назвать. Её наверное если немного постараться можно было бы на вскрытии и рядом с позвонком задвинуть. Хотя это было бы труднее из-за мягких тканей, но возможно. Голова на вскрытии крутилась и "болталась" не слабо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Наблагодарное это дело, по 3D проекции пытаться механизм установить. Никто же из нас, кроме Эдвина, срезов не видел. Чё там с краями перелома зуба? Куда изгиб был?

 

Однако, мне тоже кажется, что голова назад отклонялась. Судя по наличию раны лобно-теменной области и волос на обивке — упершись в край потолка салона.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Наблагодарное это дело, по 3D проекции пытаться механизм установить. Никто же из нас, кроме Эдвина, срезов не видел. ...

Это, мягко говоря, не совсем так., я тут вчера экспертизу по КТ-ам закончил. Согласен - всего что хотелось бы на "срезах" и пр. не видно. Но если долго тренироваться, то начинаешь понимать, что установление сколов и выкрашиваний не является главным, в большей части случаев они находятся там, где и должны исходя из топографии взаиморасположений "трещин", что на КТ вполне видно. И такая практика по стране давно идет, а знаю с десяток зав отделениями которые это практикуют.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Могу предположить, что при интубации просто уже при попытке откинуть голову для введения дыхательной трубки доктор невольно вывернул голову кпереди.
вроде при подобных травмах запрещено разгибать шею при интубации...хотя всяко могло быть, при такой травме что его не похоронили сразу на месте- уже чудо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Не такое уж чудо. Вскрывал парня из токсикологии, типа отравление. На вскрытии полный отрыв 7-го шейного от 1-го грудного, щель спереди в мой палец, старая+свежая гематома. Всех и нейрохи. и ток. на вскрытие. Это как, а оне - дык у нас все 3-е суток было хорошо, привезла скорая, утром проснулся, даже в туалет сам ходил 8( . А снимок до 3-го шейного. И вспомнил лекцию профессора травматолога - канал в шее широкий, пока мозг не сдавлен, или радиальные ветви позвоночной не разорваны, клиники не будет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  



×