Перейти к содержимому

Судебно-медицинский форум forens.ru

Forensic medical forum

Судебно-медицинский форум

Центр «Практика»


Сообщений в теме: 7

#1 Verunchik Отправлено 16 Май 2016 - 18:57

  • участник
  • 2 сообщений
Все чаще в наше время спорные вопросы решаются в суде.

В ходе судебного процесса может сложиться ситуация, при которой потребуется заключение независимого специалиста-психолога. Экспертное заключение может внести ясность в дело и помочь в принятии судебного решения.

Заключение психолога Центра Практика может быть использовано при:

• рассмотрении судом возможности общения ребенка с одним из родителей;
• принятии решения о том, с кем будут проживать дети после развода родителей;
• оценке психологического состояния человека, если в суде оспариваются сделки с имуществом.

Для составления экспертного заключения проводится психологическая диагностика и психологическое тестирование.
Для проведения психодиагностики и составления экспертного заключения для суда в нашем Центре обычно требуется две встречи.

На руки выдается письменное заключение.
Центр «Практика» по телефону 8(495) 505-28-25

реклама

#2 SLeonov Отправлено 16 Май 2016 - 19:28

  • team
  • 3 988 сообщений
Верунчик! И давайте мы баннер вашего центра в самом верху повесим?

#3 SLeonov Отправлено 16 Май 2016 - 20:34

  • team
  • 3 988 сообщений
Так и форум у нас профильный, и рекламу мы в каждую дырку пихаем.

#4 Кузьмич Отправлено 16 Май 2016 - 20:44

  • team
  • 5 595 сообщений
не надо ничего в разные дырки пихать :(/> Для этого существует раздел "реклама" :)/>

#5 myt Отправлено 16 Май 2016 - 21:06

  • tеаm
  • 7 978 сообщений
Verunchik, зачем спамить в других темах? Еще один такой пост — снесу все с форума.

#6 Edwin Отправлено 17 Май 2016 - 10:03

  • tеаm
  • 6 380 сообщений
Тема вообще-то интересная.

Я могу вам сказать, что в Германии например психологи активно привлекаются к судебным разборкам не только в случае проблем с опекунством над детьми или усыновлениями, но и при правонарушениях в части употребления наркотиков и алкоголя за рулём. У нас такое правило. Если поймали водителя с концентрацией алкоголя выше 1,6 промилле, то отбирают права и заставляют делать "тест на дурака", как его народная молва называет. Речь идёт о психологическом тесте на предмет психологической зависимости от алкоголя. Стоит этот тест что-то в районе 800 евро. И деньги идут на счёт психолога. Если тест не сдаётся, то права не отдают. Если тест пройти хорошо, то права опять дадут.

Так что вроде смысл и потребность в таких экспертизах есть.

Но есть и критика конечно. У нас раз в год проходит конгресс судебных психологов совместно с судебными медиками. Темой является всегда безопастность на дорогах. И там доклады идут от психологов и от СМЭ. Интересный форум, но и ругачки много. Дело в том, что СМЭ, в тайне :)/>, считают психологов фантазёрами. Хотя у них есть конечно стандартизированные тесты, которые пациенты и заполняют, но всё равно как бы объективной базы для экспертиз маловато. Слишком большой простор для интерпретаций, а значит растёт субъективный момент.

Опять же может дети и не могут обмануть психолога, а вот со взрослыми не так всё просто. У нас налажена целая индустрия подготовки пациентов для сдачи теста у психолога. За примерно 800 евро вас готовят к тесту на дурака. Если не сдаёте, то деньги возвращают обратно :)/>, т.е. другие психологи учат как надо правильно отвечать и себя вести чтобы надурить психолога-эксперта.

Так что с этой психологией много ещё не понятно. Я работаю периодически с несколькими и наблюдаю за их деятельностью. Чёрт его знает... не сложилось у меня однозначного мнения об этом роде деятельности. 50:50 скажу я вам. Чего-то могут, но и лажы много очень. Редко реально помогают. Но раз не запрещено, то почему бы бабок на этом не заработать? Легитимно :)/> Нехай трудятся.... Всё лучше чем экстрасенсы всякие.

#7 Доктор Немо Отправлено 18 Май 2016 - 23:07

  • K
  • 1 170 сообщений

Просмотр сообщенияEdwin (17 Май 2016 - 10:03) писал:

Я могу вам сказать, что в Германии например психологи активно привлекаются к судебным разборкам не только в случае проблем с опекунством над детьми или усыновлениями, но и при правонарушениях в части употребления наркотиков и алкоголя за рулём. У нас такое правило. Если поймали водителя с концентрацией алкоголя выше 1,6 промилле, то отбирают права и заставляют делать "тест на дурака", как его народная молва называет.

насколько мне помнится, немцы этот тест называют не так политкорректно - идиотен-тест (idiotentest)

#8 Dromedary Отправлено 19 Май 2016 - 01:37

  • K
  • 574 сообщений

Просмотр сообщенияVerunchik (16 Май 2016 - 18:57) писал:

В ходе судебного процесса может сложиться ситуация, при которой потребуется заключение независимого специалиста-психолога. Экспертное заключение может внести ясность в дело и помочь в принятии судебного решения.
...
Для составления экспертного заключения проводится психологическая диагностика и психологическое тестирование.
...

Вопрос касается правомочности определения психологических отношений в группе, как "экспертизы".

Вот как определяют объекты судебной экспертизы различные законодательства постсоветского пространства:

Закон о государственной судебно-экспертной деятельности в РФ 31 мая 2001 года №73-ФЗ сказал:

Статья 10. Объекты исследований
Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза.
Исследования проводятся также в отношении живых лиц (далее также - лицо). http://xn——7sbbgqmgo...noi_deytelnosti

Закон РК О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан №260 от 2010 сказал:

Статья 1. Основные понятия, используемые в настолящем Законе
9) объекты судебной экспертизы - вещественные доказательства, документы, тело и состояние психики человека, трупы, животные, образцы, а также относящиеся к предмету судебной экспертизы сведения, содержащиеся в материалах дела, по которому производится судебная экспертиза; http://online.zakon....032#pos=39;-295

Закон о судебно-экспертной деятельности ДНР №12-IHC от 20.02.2015 сказал:

Статья 10. Объекты исследований.
1. Объектами исследования являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза.
Исследования проводятся также в отношении живых лиц (далее также - лицо). http://dnrsovet.su/z...j-deyatelnosti/
В Законе Украины "О судебной экспертизе" определения объектов экспертизы что-то наспех не нашел http://stroyaudit.co...artilces/5.html

Ну и где здесь написано, что объектом экспертизы - являются психологические отношения среди НЕСКОЛЬКИХ лиц?

Но наши бравые психологи - запросто решают все эти вопросы. Вот пример руководства по этому вопросу (привел не из-за личных пристрастий, а просто потому, что на руках имеется в оцифрованном виде, в остальных трудах - примерно то же самое):

Т. Б. Дмитриева, А. А. Ткаченко, Н. К. Харитонова, С. Н. Шишков_"Судебная психиатрия" М.2008 стр.254-255 сказал:

Одним из новых видов экспертного исследования, вытекающего из приведенных статей СК РФ, является судебно-психиатрическое освидетельствование субъектов брачно-се-мейных отношений в гражданских делах по искам родителей о расторжении брака и передаче ребенка на воспитание одному из них. В случаях, когда между супругами отсутствует соглашение или в нем нарушены интересы детей, суд на основании данных, полученных в судебном заседании, и представленных доказательств обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода. Решение вопроса о месте его проживании принимается с учетом мнения ребенка, достигшего 10 лет (ст. 57 и 65 СК).
Предметом экспертного исследования в подобных случаях является оценка уровня и особенностей возрастного психического развития ребенка, динамики его психического состояния в зависимости от условий семейного воспитания, а также влияние на психическое состояние и развитие ребенка особенностей поведения и отношения каждого из родителей. Такие экспертные исследования с обязательным участием психологов широко распространены в зарубежном, в частности поль­ском и немецком, гражданском праве. Они способствуют защите интересов и охра­не физического и психического здоровья ребенка, особенно в случаях, если по­сле расторжения брака у родителей складываются конфликтные отношения, они стремятся настроить ребенка против другого родителя, пытаются препятствовать общению другого родителя с ребенком. Подобные экспертизы пока единичны, но прогнозируется их рост. Результаты экспертного исследования позволяют выяснить обстоятельства, необходимые для вынесения судебного решения. Как правило, в этих случаях целесообразно назначать комплексные психолого-психиатрические экспертизы.
При данном судебно-психологическом и судебно-психиатрическом экспертном исследовании оцениваются следующие обстоятельства:

• особенности индивидуально-психологических свойств и поведения родите­лей, оказывающих влияние на психическое состояние и развитие детей;

• привязанности ребенка к каждому из родителей с учетом его возраста и пси­хического развития;

• особенности психического состояния и возрастного психического развития ребенка в связи с динамикой семейного конфликта

Оценка выделенных для исследования обстоятельств осуществляется этапно, в определенной последовательности. В методологию этапов исследования и вопросов, требующих разрешения на каждом из них, существенный вклад внесли судебные психологи (Ф. С. Сафуанов).


В комплексном судебном психолого-психиатрическом экспертном исследова­нии судебный эксперт-психолог дает оценку индивидуально-психологических осо­бенностей, личностных свойств матери, отца, другого фактического воспитателя ребенка или членов семьи, эмоционально значимых для ребенка, а также оценку индивидуально-психологических особенностей ребенка, уровня и особенностей его возрастного психического развития.
Судебный эксперт-психиатр дает оценку возможных психических расстройств у матери, отца ребенка, у другого фактического воспитателя, а также у ребенка (психического дизонтогенеза или аномального возрастного развития). Это и есть первый этап экспертного исследования, который предусматривает индивидуально-психологическую характеристику.
На втором этапе ключевым положением является оценка конфликтных семей­ных отношений и роль семейного конфликта в формировании индивидуально-психологических особенностей ребенка, отклонений в его возрастном психическом развитии и нарушений его психического здоровья (психических расстройств).
На этом этапе судебный эксперт-психолог дает психологическую оценку кон­фликтных отношений между родителями, психологические признаки их остроты, тяжести и длительности, а также оценивает характер их влияния на индивидуаль­но-психологические свойства ребенка, отношения ребенка с каждым из родителей (его привязанность к ним).
И вот какие вопросы рекомендуют ставить (в ОДНОЙ экспертизе!):

Т. Б. Дмитриева, А. А. Ткаченко, Н. К. Харитонова, С. Н. Шишков_"Судебная психиатрия" М.2008 стр.261 сказал:

Предметом экспертного психиатрического исследования являются: оценка пси­хического состояния каждой из спорящих сторон в процессе; оценка психического состояния, психических расстройств, развившихся в связи с семейным конфликтом, и патологически обусловленных нарушений возрастного психического развития у ребенка.
Для КСППЭ при семейных спорах о воспитании, месте проживания ребенка судом, как правило, ставятся следующие вопросы:
1. Не страдает ли мать {отец, другой фактический воспитатель) каким-либо психическим расстройством?
2. Не страдает ли ребенок каким-либо психическим расстройством или нару­шением психического развития болезненного характера?
3. Имеются ли у ребенка психические расстройства (нарушения психического развития болезненного характера), обусловленные семейным конфликтом?
4. Каковы индивидуально-психологические особенности матери (отца, другого фактического воспитателя)?
5. Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка?
6. Каково психологическое отношение ребенка (его привязанность) к матери, отцу (другим эмоционально значимым для ребенка членам семьи)?
7. Могут ли особенности психического состояния (если есть психические рас­стройства и недостатки), индивидуально-психологические особенности матери (отца, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психи­ческое состояние и особенности психического развития ребенка?
Вот так вот. При этом даже о таких вопросах, как вести регистрацию, учет и статистику этих невиданных колхозных экспертиз, какие у них (групповые?) фамилии, имена и отчества, какой у них возраст, пол, прописка - небожители не заморачиваются, если "врачи с периферии" не понимают их светлых мыслей - это их проблемы.

Ну а если кто сомневается в правильности изложения методологии - то там же любезно приводится и практический образчик такой "экспертизы" - сразу на четырех (!) человек - в одном флаконе (а чего? Могем!):

Т. Б. Дмитриева, А. А. Ткаченко, Н. К. Харитонова, С. Н. Шишков_"Судебная психиатрия" М.2008 стр.256-259 сказал:

Первое заключение дается по следующим вопросам:
1. Имеются ли у М., матери М. Е., какие-либо нарушения психического здоровья или инди­видуально-психологические, личностные особенности, которые оказывали или могут оказывать негативное влияние на возрастное психическое и личностное развитие ее дочери М. Е., 2003 г. р.?
2. Имеются ли у М., отца М. Е., какие-либо нарушения психического здоровья или инди­видуально-психологические, личностные особенности, которые оказывали или могут оказывать негативное влияние на возрастное психическое и личностное развитие его дочери М. Е., 2003 г. р.?
3. Имеются ли у М. Е., 2003 г. р., какие-либо отклонения возрастного психического развития или болезненные психические расстройства, связанные с семейным конфликтом и характером воспитания?
4. Имеются ли у И. В. Т., фактического воспитателя М. Е., какие-либо нарушения психиче­ского здоровья или индивидуально-психологические особенности, которые оказывали или могут оказывать негативное влияние на возрастное психическое и личностное развитие М. Е., 2003 г. р., за которой она осуществляет уход и наблюдение?
Установлено, что А. В. М. состоит в браке с И. И. М. с июня 2003 г. От этого брака М-ы имеют общую несовершеннолетнюю дочь М. Е., 2003 г. р. Согласно заявлению А. В. М., его совместная семейная жизнь с И. И. М. не сложилась и с августа 2005 г. брачные отношения между ними фак­тически прекращены, совместного хозяйства не ведется, спора о разделе имущества, являющегося совместной собственностью, нет. С августа 2005 г., т.е. момента прекращения фактических брачных отношений, по август 2006 г. по взаимному согласию с ответчицей М. Е. жила у своего отца А. В. М. В своем исковом заявлении он поясняет, что занимается воспитанием дочери, создает условия для полноценного развития ребенка, несет все расходы, связанные с ее содержанием, и с указанного периода фактически воспитателем его дочери является И. В. Т. Ответчица не вносит вклада ни в материальное содержание ребенка, ни в его воспитание; она не проявляет намерения видеться с до­черью, не интересуется ее состоянием и развитием, хотя прекрасно знает место нахождения дочери. При обсуждении вопроса о месте проживания ребенка ответчица возражала против определения постоянного места жительства своей дочери М. Е. с ее отцом А. В. М.

При обследовании установлено: А. В. М. активно высказал желание пройти психиатриче­ское освидетельствование, так как убежден в своем психическом здоровье и обеспокоен ситуацией, связанной с состоянием здоровья своей дочери. И. И. М. — мать М. Е. — отказалась проходить комплексное психолого-психиатрическое экспертное исследование. Свою обеспокоенность сло­жившейся ситуацией А. В. М. активно объяснял тем, что И. И. М. из-за желания сохранить вы­плачиваемые ей материальные средства требует в судебном порядке определить место жительства ребенка с ней, а новая смена условий жизни ребенка неблагоприятно отразится на психоэмоцио­нальном состоянии и развитии дочери, так как И. И. М. не имеет возможности содержать дочь и не заботится о ее развитии и воспитании.

При освидетельствовании А. В. М. выявлено, что он адекватно ориентирован в месте, време­ни и собственной личности. Жалоб на состояние соматического и психического здоровья не вы­сказывает. Во время беседы волнуется, свое волнение объясняет тем, что дочь является для него «желанным и любимым ребенком» и он беспокоится, что «ради достижения своих корыстных интересов» И. И. М. будет добиваться определения места жительства ребенка с ней. При обследо­вании внимание устойчивое, настроение ровное, эмоционально-мимические реакции адекватные с ситуационной тревожностью, обусловленной судебным разбирательством. При беседе речь пра­вильная, мышление логического типа, суждения связные и последовательные, уровень суждений и представлений соответствует полученному образованию и жизненному опыту. Сообщает о себе анамнестические сведения, себя характеризует «спокойным, общительным и эмоциональным че­ловеком». Обеспокоен тем, что И. И. М. изменила свое первоначальное решение для того, чтобы «шантажировать его ребенком и добиться большей выплаты средств». Приводит разнообразные аргументы, согласно которым «ребенку лучше проживать совместно с ним, так как И. И. М. не работает и не имеет желания работать... не проявляет заботы о ребенке». После рождения ребенка И. И. М. первые месяцы занималась ребенком, а потом уделяла внимание только своим интересам. Когда ребенку стало больше года, несколько раз уходила из дома, жила отдельно, интереса к ребенку не проявляла. До настоящего времени не работает, живет но личному усмотрению, заинтересована в получении от него материального содержания. При проведении теста родительского отношения установлено, что у обследуемого выражено устойчивое положительное отношение к дочери.

И. И. М. отказалась проходить комплексное психолого-психиатрическое экспертное иссле­дование.

При обследовании М. Е., 2003 г. р., установлено: наследственность психическими расстрой­ствами не отягощена, беременность у матери протекала без патологических отклонений. Родилась доношенной, в младенческом периоде эпизодически наблюдался поверхностный сон, при ночном сне часто была беспокойной; физическое и психическое развитие в раннем детстве правильное. С начала конфликтных отношений между родителями непостоянно проживала или у бабушки (матери И. И. М.), или у отца.


Во время обследования правильно называет свое имя, знает текущее время, но назвать его не может. Вначале обследования стремится быть рядом с отцом, проявляет по отношению к нему доверительное отношение, при обследовании обращается за помощью, ищет поддержки. Свое на­строение и состояние называет «хорошим», каких-либо жалоб не высказывает. При выполнений заданий и в игровой деятельности выявляется, что устойчивость внимания невысокая, часто от­влекается, не может продолжительное время играть одна, в самостоятельных играх отсутствует фабула, не сформированы навыки тематической игры. Эмоционально-мимические реакции вы­разительные, подвижные, неадекватных реакций тревоги, страха, устойчивой обиды нет. Речь правильная с незначительными нарушениями звукопроизношения. Сформировано представление о своем «Я», правильно называет части тела. Имеет бытовые навыки, описывает, как она самосто­ятельно умывается, кушает, одевается; может осуществлять эти действия в игре с куклами. В игре с фигурами животных или с куклами «семью зверей» или «свой дом» построить не может, не сформированы такие дифференцированные семейные представления, как «моя семья», «мама», «бабушка», «дедушка», сформирован только позитивный образ отца и няни. Круг суждений и представлений определяется близкими людьми, которые ее окружают. Каких-либо жалоб или обид на свое положение дома не высказывает. Поясняет, что «скоро она с папой пойдет в садик», самостоятельно рассказывает стихотворение, которое выучила к детскому саду; знает, что в «садике хорошо, потому что там много игрушек и других детей». В отношениях достаточно отзывчивая, склонна к общению. После обследования интересовалась, когда ей можно прийти еще раз, потому что ей «здесь понравилось».

На основании изложенного сделано следующее заключение:


1. А. В. М. является психически здоровым, и у него отсутствуют какие-либо аномальные личностные, индивидуально-психологические особенности, в силу которых он проявлял бы такие воспитательные воздействия на своего ребенка, которые могли бы оказывать негативное влияние на возрастное психическое и личностное развитие его дочери М. Е., 3,5 лет.
2. У М. Е., 2003 г. р., отсутствуют какие-либо нарушения возрастного психического и фи­зического развития по типу задержки развития или аномального дисгармоничного развития, а также какие-либо психические болезненные расстройства временного или стойкого характера, обусловленные негативными влияниями воспитания со стороны отца при раздельном проживании от матери.
3. Психическое развитие М. Е. протекает без отклонений от возрастной нормы и соответствует психическим особенностям ребенка на этапе раннего детства. В психическом состоянии М. Е. от­сутствуют какие-либо нарушения болезненного характера, связанные с раздельным ее проживани­ем от матери И. И. М. Образ матери у М. Е. не сформирован; при позитивном, с положительным эмоциональным отношением образе отца у М. Е. отсутствуют устойчивые семейные представле­ния, что обусловлено тем, что в период формирования этих представлений в возрасте от 1 до 3 лет ребенок проживал в условиях нестабильности семейных условий и распада семьи.
И. В. Т. — фактический воспитатель ребенка, по состоянию своего психического здоровья является психически здоровой, у нее отсутствуют какие-либо аномальные личностные, индивиду­ально-психологические особенности, в силу которых она могла бы проявлять какие-либо патологизирующие воздействия на ребенка, за которым ухаживает и воспитанием которого занимается.

Вот такое веселое творчество высокопоставленных (=неприкасаемых?) психологов (невольно вспоминается фестиваль народного творчества "Радуга", который шел по Центральному Телевидению, кажется, по субботам).
Когда-то в бытность белорусского форума - уже поднимал этот вопрос, но до кончины этого форума - ответа по существу от наших высокоученых и, так сказать, официально золоченых лбов http://lib.ru/TALES/...ochenye_lby.txt cum nomine et sigillo principis так и не дождался, видимо - не будет уже никогда.

Сообщение отредактировал Dromedary: 23 Май 2016 - 21:32




Сообщество русскоговорящих судебно-медицинских экспертов
Community of Russian-speaking forensic medical experts
© 2006-2017 Forens.ru