Перейти к содержимому

Судебно-медицинский форум forens.ru

Forensic medical forum

Судебно-медицинский форум

Японский погребальный обряд


В теме одно сообщение

#1 Кузьмич Отправлено 01 Октябрь 2008 - 17:55

  • team
  • 5 386 сообщений
Японский погребальный обряд
В древние времена в Японии знатных людей было принято хоронить вместе с кем-нибудь из друзей этого человека и его служителей. Впоследствии, когда их перестали захоранивать живыми, они сами вспарывали себе живот. Иногда вместо людей зарывали глиняные изображения человека. В Японии было принято класть в могилу вместо самих предметов их модель. Так, например, если человек при жизни имел право носить меч или несколько мечей, то при погребении в его могилу клали модель этого меча.

С XIX века стало принято не захоранивать трупы богатых людей, а сжигать их, сопровождая это действие пышной церемонией при большом стечении народа.

У японцев существует поверие, что чем богаче и пышнее будут похороны, тем легче будет покойнику жить на том свете.

Порядок сожжения трупа был таков. Родные покойника за час до выхода погребальной процессии выходят из дома и отправляются на место погребения, причем мужчины должны быть одеты в белое традиционное одеяние и пестрые покрывала. За ними несут в паланкине (крытые носилки, служащие средством передвижения богачей и знати в некоторых странах Востока) жреца, одетого в шелк и парчу, а потом следуют его помощники в черных креповых мантиях. За ними следует человек в сером одеянии с факелом в руке, за факельщиком идут певчий, исполняющие гимны. За певчими, по двое в ряд, идут все участвующие в погребальной процессии, далее - прислужники с копьями, на которых пишется имя покойника. Позади всех несут носилки с покойником, одетым в белое одеяние, а также в рясу из писчей бумаги, которая исписана различными изречениями из закона. Трупу придают вид молящегося с опущенной головой и со сложенными руками. Сжигается труп обычно на горе, на которой готовится погребальный костер. Здесь несущие носилки останавливаются и ставят гроб на костер. Еще при приближении носилок с покойником к костру присутствующие поднимают крик и плач, сопровождаемый звуками тимпанов. Костер, в виде пирамиды, складывается из сухих дров и покрывается куском шелковой материи (муаре). По одну сторону костра стоит стол с кушаньями, сладостями и фруктами, а по другую сторону - жаровня с угольями и блюдо с кусками дерева алоэ. Главный жрец со всеми присутствующими начинает пение гимнов. После чего жрец три раза обводит факелом вокруг головы умершего и, проделав это, передает факел младшему сыну умершего, который и поджигает костер со стороны изголовья. Затем все начинают бросать в огонь куски алоэ, душистой смолы и льют масла и прочее. Когда пламя охватит весь костер, все с благоговением расходятся, оставив стол с кушаньями нищим, которых обычно бывает много при богатых похоронах.

На другой день на место сожжения трупа являются родные, друзья покойного и собирают пепел, обуглившиеся кости, зубы и складывают в фарфоровый сосуд, покрывают шелковой или парчовой тканью. Семь дней этот сосуд хранится дома, после чего его переносят в фамильный склеп.

Бедных же хоронят на общем кладбище. В гроб ложились душистые цветы, травы. Сама могила потом обсаживается цветами, кустарником и деревьями. Родные и близкие несколько лет поддерживают могилу в надлежащем виде, а некоторые заботятся о ней и на протяжении всей своей жизни.

Погребение человека среднего достатка заключается в следующем. Сразу же по наступлении смерти родственники умершего приглашают в дом жреца, который осматривает тело покойника, чтобы узнать, какой смертью умер человек, естественной или насильственной, и начинает молиться подле усопшего. Потом обмывают покойника горячей водой, одевают и кладут в гроб, похожий на деревянный чан, в сидячем положении, так что колени его сходятся с подбородком, а руки сложены перед лицом. Тело в таком положении остается в доме 3 или 4 дня, в каждый из которых приходит жрец и произносит заупокойную молитву. Отправляясь на кладбище, перед гробом несут доску, на которой написано имя, сословие и звание покойника, и два мальчика несут искусственные цветы и горшок с угольным порошком, а за ними идут музыканты. Так как форма гроба круглая, то и могила вырывается соответствующей формы и обкладывается камнем. Гроб осыпается порошком, опускается в могилу, которая потом покрывается каменными плитами. Носилки с цветами оставляют на могиле, а также доску с именем покойника и курительные палочки. Погребальный обряд заканчивается пением похоронных гимнов. Носилки остаются на кладбище еще на 50 дней, пока не окончится траур, и тогда на могиле ставится памятник. Траур из белого холста должны носить только близкие родственники умершего.

реклама

#2 Кузьмич Отправлено 01 Октябрь 2008 - 18:03

  • team
  • 5 386 сообщений
Пример похорон с кремацией (рисоводческая деревня в преф. Окаяма, 2-я половина 1950-х)

Если смерть не является неожиданной, приготовления к похоронам начинаются немедленно, даже до того, как придет врач и выдаст свидетельство о смерти, что требуется законом. Зимой нет такой спешки, как жарким летом, но тем не менее, согласно обычаю, похороны должны быть завершены к вечеру следующего дня. Выполнение многочисленных приготовлений не под силу только членам осиротевшей семьи, поэтому им помогает ассоциация местных жителей, куда входят представители всех семей деревни. Если в больших и малых городах похороны выполняются профессионалами из похоронного бюро, то в деревнях этим занимаются односельчане.

В дом, где случилась смерть, приходят представители каждой семьи, чтобы выразить соболезнование. Глава ассоциации жителей совещается с ними, чтобы составить график необходимых приготовлений и распределить задания. Несколько добровольных помощников сразу же отправляются копать маленькую могилу для погребения кремированного праха усопшего. Другие начинают мастерить гроб, достают из кладовок утварь для погребальной процессии. Отправляются посыльные к священнику в буддийский храм, в крематорий, который в течение многих поколений обслуживал данную семью, в деревенскую управу, на почту - отправить телеграммы всем родственникам и друзьям, в магазин - купить необходимые для похорон принадлежности и продукты для поминок. Женщины спешно готовят похоронную одежду для усопшего, хлопочут на кухне, помогают семье прибрать дом в ожидании наплыва гостей. Все члены семьи и другие ближайшие родственники, их жены, дети и внуки надевают старую одежду, подпоясанную соломенным поясом, и молча собираются в главной комнате, где выставлено тело покойного (головой на север). Оно накрыто покрывалом. На низком столике у изголовья стоит курильница, свечи, колокольчик, ваза с веточками бадьяна, который ассоциируется с буддийской погребальной церемонией (им украшаются могилы). Жители деревни поют у дома сутры. Ближайшие родственники выполняют тягостный долг: обмывают и одевают покойного. Пока не приехал священник, самый старый из сельчан произносит буддийскую молитву. Родственники в порядке старшинства и кровной близости берут клочок ваты, смоченный в спирте, промокают тело, а затем вытирают это место белой тканью. Взрослые следят, чтобы дети не плакали и шумели. Покойному аккуратно причесывают волосы (раньше голову обривали наголо) и обрезают ногти. Те, кто участвовал в обмывании тела, кладут обрезки и своих ногтей в мешочек дзуда-букуро («мешок странника»). Туда же кладут немного денег (в том числе, иногда, шесть имитаций старых монеток мон), чтобы заплатить за переправу на «лодке для перевозки души» по пути в иной мир, а также что-то из личных вещей покойного - таких, как его любимая трубка. Мешочек вешают на шею усопшему. Покойника одевают в его выходной костюм (японского типа) вместо традиционного погребального одеяния кё-катабира, которое шьется из белой ткани и запахивается справа налево, а не слева направо, как это делают при жизни и мужчины, и женщины. Обычная одежда на усопшем также запахивается на другую сторону. В комнату вносят большой деревянный ящик (со стороной около 1 м) - гроб, куда покойник помещается в сидячем положении. Перед тем, как крышка будет прибита, все присутствующие, в последний раз прощаясь с усопшим, окунают листок бадьяна в чашу с водой и смачивают ему губы. Заколоченный гроб ставят в токонома - парадную нишу в главной комнате. Односельчане расходятся, а родственники усаживаются рядом с гробом для заупокойного бдения, но через некоторое время сон может сморить и самых стойких. Прибывающие ночью родственники и друзья останавливаются у соседей.

На следующее утро спешно идут приготовления двух основных составляющих похорон - прощальной трапезы для гостей (татиба) и собственно погребения (сосики). Внутренние перегородки в доме убирают, чтобы усадить всех гостей. У входных дверей стоят двое помощников; один из них тщательно записывает имена дарителей и характер пожертвований. Это очень важно, поскольку такой список не только является доказательством большого числа родственников и друзей, прибывших на похороны, но и в дальнейшем станет руководством для данной семьи при решении того, сколько денег выделить в случае смерти кого-нибудь в семьях гостей. Второй дежурный у дверей берет у входящих визитные карточки и объявляет их имена. Пожертвования, как правило, состоят из некоторой суммы денег в конвертах, которые собирает первый дежурный. Иногда это может быть рис или другие продукты; в таком случае они выставляются на всеобщее обозрение вдоль веранды. Каждый гость сначала возжигает благовония в курильнице на веранде, а затем входит в главный зал, где стоит гроб. Родственникам предлагается угощение без рыбных блюд, соли и алкоголя (т.н. «ужин отшельника»). Другим же в знак благодарности вручается конверт с сувениром; их провожают в задние комнаты к другим гостям.

Гроб вынимают из токонома, и священник, сидя перед ним лицом на север, начинает панихиду; слева от него сидит несколько монахинь. Родственники сидят в ряд направо него; за ними - другие гости. Все повторяют за священником текст сутры, а затем слушают как он, поднявшись, произносит последнее напутствие, вверяющее усопшего попечению Будды. В завершение церемонии он возжигает благовония в чаше у гроба; то же делают по очереди все монахини, родственники и гости. Затем во дворе гроб ставят на погребальные носилки. Священник и старики формируют траурный кортеж, который обычно состоит приблизительно из двадцати стандартных позиций. Строго соблюдается очередность построения и место в нем траурной утвари, которую несут его участники. Перед началом движения все женщины накрывают голову куском белой ткани или специальным головным убором, напоминающим лодку. Впереди несут бумажные фонари, большие искусственные цветы из цветной бумаги и погребальные знамена с именем покойного и несколькими санскритскими знаками на высоких флагштоках. Затем идет священник, который задает ритм процессии, ударяя о землю посохом с колокольчиками. За ним следуют несколько родственников с фонарями на длинных бамбуковых шестах, с веточками бадьяна, зажженными свечами, курильницей с благовониями, сутрами, лоскутами от погребальной одежды и подносом с угощениями для покойного. Перед гробом идут наследник и его жена. Наследник держит ленту, которая тянется от гроба, и поминальные таблички предков семьи из домашнего алтаря. Невестка несет чай для обряда в крематории. Члены семьи и носильщики обуты в специальные сандалии, которые они оставят в крематории. Вдова остается дома: согласно обычаю, она не должна присутствовать при кремации. Как только процессия начинает движение, кто-то должен разбить во дворе рисовую чашу покойного. Иногда кортеж должен обойти все дома селения. В крематории совершают возлияние чаем. Несколько человек остаются наблюдать за сожжением тела, а остальные расходятся. Перед тем, как вернуться домой, родственники получают в помещении скромное угощение, поскольку обычай запрещает им готовить в этот день. Назавтра им можно готовить особую пищу без соли.

На следующее утро члены семьи под руководством специалиста, который проводил кремацию, специальными палочками собирают в маленький ящичек фрагменты костей (начиная с костей ступней и заканчивая черепом), который уносят домой. Семь дней после этого члены семьи проведут дома, соблюдая траур; первые две ночи к ним приходят сельчане, чтобы помолиться за упокой души усопшего. На седьмой день буддийский священник наделит его посмертным именем, которое затем будет высечено на надгробном памятнике. Родственники и члены ассоциации жителей деревни придут еще раз, чтобы похоронить останки на кладбище.



Сообщество русскоговорящих судебно-медицинских экспертов
Community of Russian-speaking forensic medical experts
© 2006-2017 Forens.ru